Новости
АтомЭнергоСбыт подписал соглашение о сотрудничестве 14 декабря 2021 КАМЕРА! МОТОР! НАЧАЛИ! 01 декабря 2021 ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛАПЛАНДИЮ
14 октября 2021 ![]() |
ПРИКОСНИСЬ К ПРИРОДЕ СЕРДЦЕМСписок новостей
Основы экологических знаний могут закладываться в детстве родителями, наставниками и учителями. Любовь к родной земле, чувство трогательного и бережного отношения к окружающему миру зарождается с малых лет. От того, как молодежь воспримет эти уроки, во многом будет зависеть, в каком мире нам предстоит жить.
Сознавая важность данного вопроса, по инициативе Лапландского заповедника в уютном читальном зале детско-юношеской библиотеки села Ловозера состоялся круглый стол в рамках Дня птиц, который объединил сотрудников детской библиотеки, педагогов образовательных учреждений, специалистов Лапландского заповедника и Ловозерского отдела истории культуры и быта кольских саамов Мурманского областного краеведческого музея. Тема встречи - опыт работы в сфере экологического сотрудничества и просвещения. День птиц возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, а затем пришел в Европу. Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В 1910 году школьный учитель Петр Бузук в селе Хортица основал первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья. Специалист по экологическому просвещению Потапова Е.А. познакомила гостей с традиционными акциями заповедника «Покормите птиц» и «Тише, птицы на гнездах». Цель их - содействовать выживанию зимующих птиц в тяжелое для них время года, организация подкормки птиц зимой, привлечение населения, ежегодные наблюдения по кормушкам и дуплянкам, снижение беспокойства у гнездящихся птиц, бережное и заботливое отношение к объектам живой природы. - Эта работа имеет важный эколого-просветительский аспект. Забота о птицах приобщает детей к природе. Наблюдение за птицами формирует экологическое мировоззрение и эстетическое восприятие окружающего мира, - рассказала Елена Анатольевна. Заведующий детской библиотекой Бордукова Ирина Николаевна поведала, что учреждение работает более 10 лет и ведёт эколого-познавательный курс. Приобщать детей к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека – цель экологических мероприятий. - В ближайшее время ребята смогут принять участие в игре-конкурсе по произведениям В.В. Бианки «Лесные домишки», экологическую игру «Вода в природе и в жизни человека», урок природы «Наши пернатые друзья», - перечислила Ирина Николаевна. Для того чтобы научить ребёнка всем сердцем любить нашу восхитительную, неповторимую северную природу, недостаточно лишь семейного воспитания, необходима помощь учреждений образования. Зам.директора по учебной работе в МБОУ «Ловозерской общеобразовательной школы-интерната среднего полного общего образования» Неженец Елена Анатольевна провела обзор по организации экологического образования в школе. Овладением знаниями о природе, с проблемами экологии окружающей среды, с социальным окружением и культурой родного края школьники знакомятся в начальных классах на уроках окружающего мира, краеведения, а в старших классах – на уроках биологии, географии. Обучающиеся школы со 2 по 11 класс приняли участие в открытых уроках охраны окружающей среды «Экология и культура – наше будущее». - Особое внимание уделяем проектной деятельности. Дети с огромным желанием принимают участие в проектах «Чистая школа», «Вторая жизнь вещей и как сделать полезную вещь из мусора», «Рациональное использование бумаги и бережное отношение к учебникам – один из способов сохранения лесов», - озвучила Елена Анатольевна. – Конечно, мы занимаемся не только теорией, но и практикой. Школа участвует в двух экологических акциях: операция «Чистый лес» и операция по устранению загрязнений береговой полосы реки Вирмы,- подвела черту в своём выступлении зам.директора школы. Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе у детей – ежедневный вектор устремлений педагогов. Опытом работы по организации и проведению экологических мероприятий в дошкольных учреждениях поделились старший воспитатель МБДОУ №1 «Оленёнок» Ануфриева Алла Николаевна и старший воспитатель МБДОУ №2 «Солнышко» Русинова Татьяна Ивановна. Интерес и приверженность к природе зарождается у маленького человечка в той среде, где он мог бы наблюдать, отмечать, следить за явлениями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Если с дошкольного возраста преподавать детям знания об экологии и охране природы, то возрастает вероятность того, что уже в школьном возрасте, ребенок бережнее будет относится к ней в целом, будет знать об ее особенностях, научится общаться с ней, не нанося вреда. Алла Николаевна продемонстрировала наглядный материал, который педагоги используют в своей работе с детьми. Например, «Народный календарь», по которому в детском саду ведутся наблюдения за народными приметами в природе. Воспитатель МБДОУ №1 Водолазова Маргарита Николаевна показала участникам круглого стола дидактическую игру, сделанную своими руками, с помощью которой малыши знакомятся, изучают и закрепляют свои знания о пернатых. Ознакомление детей с природой родного края способствует воспитанию действенной любви к природе, которая проявляется не только в умении и желании любоваться ею, но и в стремлении оберегать все живое и красивое. Педагоги выразили свою благодарность сотрудникам Детской библиотеки и отметили, что дошколята с удовольствием посещают экологические занятия в читальном зале. Своим бесценным трудом педагоги с детства воспитывают в подрастающем поколении любовь к природе, к родному краю. Это залог их бережного отношения ко всему живому на земле. Отрадно, что ребята активно принимают участие в экологических мероприятиях, что их родители поддерживают идеи педагогов, подают руку помощи детям. Активное участие в обсуждении вопросов по стратегии мониторинга природного разнообразия приняли библиотекарь Павлова Елена Павловна, воспитатель МБДОУ №1 Водолазова Маргарита Николаевна, научный сотрудник Ловозерского отдела Мурманского областного краеведческого музея Золотухина Надежда Анатольевна. Надежда Анатольевна рассказала, что саамской культуре удалось сохранить свои черты и особенности. Коренными ценностями саамской культуры являются язык, самобытная одежда, оленеводство, принадлежность к саамскому роду, а также саамское отношение к природе. Саам никогда не брал рыбы или птицы больше, чем нужно для нужд семьи, птицу или зверя с детенышем не трогал. К земле саамы относились с обожествлением. В вечернее время даже за водой не ходили, давая ей отдохнуть. Ещё много лет назад коренные жители Лапландии понимали, что нельзя нарушать экобаланс в природе и учили этому своих детей. Научный сотрудник музея затронула занимательную тему об истории возникновения праздника Севера. Экологическое воспитание – очень интересное и увлекательное направление в современном образовании. Понимать, чувствовать и знать особенности восприятия природы населением – одно из важных условий успешного проведения эколого – просветительских мероприятий. Специалист по экологическому просвещению, Вересова Е.В.
25 марта 2014
|