Новости
АтомЭнергоСбыт подписал соглашение о сотрудничестве 14 декабря 2021 КАМЕРА! МОТОР! НАЧАЛИ! 01 декабря 2021 ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛАПЛАНДИЮ
14 октября 2021 ![]() |
«САМЬ ПЕЙЙВ – ДЕНЬ СААМОВ » Дню саамской культуры посвящаетсяСписок новостейЛапландия – страна лопарей. Так издавна прозвали северную оконечность Скандинавского и весь Кольский полуостров, землю, ограниченную четырьмя морями - Балтийским с юга, Норвежским с запада, Баренцевым с севера и Белым с востока. Народ, населявший эту страну, русские звали лопью, или лопарями, сами себя они называли саамами, на западных языках это были лаппи, или лапландцы. По этой причине и заповедник, созданный в 1930 году на саамской земле для сохранения типичного образца дикой природы этого края, со свойственным ей растительным и животным миром, получил название Лапландского. Наименование "Лапландский" точно определяет суть заповедника, хранителя не только природы, но до некоторой Наличие священных камней у саамов способствовало сохранению отдельных ландшафтов, географических мест. Их не надо было охранять. Местные жители, аборигены Кольского Севера ценили их, более того, поклонялись и чтили духов своих предков, живущих в этих камнях, а в качестве жертвы приносили оленьи рога. Сейд представляет собой большой валун, опирающийся на несколько маленьких камней таким образом, что под ним оставался просвет. По представлению саамов, сейд боится шума, может обидеться и улететь на другое место. В Лапландском заповеднике сохранилось много саамских слов географических названий (топонимов), например такие как: Ельнюн. От глагола "еллем" – жить: место, где живут олени? Юго-восточная оконечность Чуна-тундры. (Ф.К.Архипов) Ельявр. От глагола "еллем" – жить. Озерко под восточным склоном Ельнюнчорра, в верхний конец впадает Северный ручей, из южного вытекает Ельявруай. (Ф.К.Архипов, О.И.Семенов-Тян-Шанский) Ельяр-уай – Ручей Ельявра. Вытекает из Ельявра, впадает в Чунозеро. (Ф.К.Архипов, О.И.Семенов-Тян-Шанский) Сейда-пахта. От «сейд» –святилище, священный камень и «пахта» – скала под водой (русское). Отрог Сейднотчорра над берегом Чунозера, к Западу от Сейдлухт; форма напоминает сахарную голову. (Ф.К.Архипов) Чунозеро, Чуэньявр. (Гусиное озеро). Главное озеро Лапландского заповедника под южной оконечностью Чуна-тундры, длиной в 20 км. В 1930 году на северном берегу Чунозера построен первый домик заповедника. (О.Семенов-Тян-Шанский) Лапландский заповедник – не только особо охраняемая природная территория, полностью изъятая из хозяйственной деятельности, но и территория, на которой с таким же успехом могут сохраняться топонимы местного населения, их нерукотворные памятники, а вместе с ними предания и легенды. Саамы – издавна полукочевой народ. Вплоть до начала ХХ века они не знали оседлости и многие месяцы им приходилось кочевать. У саамов были распространены три основных вида жилищ: срубные постройки (однокамерный пырт, тупа, изба) на местах постоянных зимних и летних поселений; каркасная непереносная с дерновым покрытием вежа – своеобразная постройка пирамидальной формы, служившая для жилья главным образом на местах рыболовного промысла; временная корьевая переносная постройка типа сибирского чума – куокса (кувакса), которая изготавливалась на месте из жердей, покрытая оленьими шкурами, берестой, ягелем, а в наше время – брезентом. Единение с природой давало саамам ту свободу, которая делала их счастливее других. А охота и рыболовство были Выбор района Чуна-тундры был не случаен. Наиболее нуждался в охране в тот период дикий северный олень, истребленный к тому времени почти по всей области, но сохранившийся в горах Чуна - и Монче-тундр. Ведь охота была основным источником существования саамов, главным объектом охотничьего промысла служил дикий северный олень – уникальный вид северной природы. Северный олень достаточно крупный зверь с типичным «диким» окрасом, который меняется по сезонам года. К началу зимы олень получает теплый меховой покров: голова, спина, нижняя часть боков и ноги сохраняют темную окраску, шея и длинная грива – почти белые, а по бокам от шеи к задним ногам, тянутся белые полосы, снизу резко ограниченные. Олень – один из главных героев саамских сказок, а в саамской мифологии образ оленя занимает одно из первых мест. Мяндаш-пырре считается родоначальником саамов. Был у саамов запрет – не убивать вожака диких оленей. Если нарушался запрет, все олени покидали те места, где был убит их вожак. Есть поверье, где Мяндаш-пырре обронит свой рог, то там обязательно будет водиться много диких оленей. Все олени, которые обитают в настоящее время в Лапландском заповеднике, находятся под надежной охраной. Здесь они истинные хозяева тундры.
06 февраля 2012
|